История развития пожарной техники в России в XVII-XIX веках.
В XVII веке в России для борьбы с огнем не было специализированной техники. Для предотвращения распространения огня стены и крыши соседствующих с очагом пожара домов покрывались мешковиной, брезентом, лубом, которые постоянно поливались водой.
После утверждения в 1649 году “Наказа о градском благочинии” сторожа, следившие за противопожарным состоянием в городах, стали оснащаться также ручными пожарными насосами - “водоливными трубами”. Вода в трубу заливалась сверху ведрами. Трубы изготавливались в Москве на специально созданной для этих целей фабрике “Заливные трубы”.
В начале XVIII века в Россию из заграницы для целей пожаротушения стали ввозить 2-цилиндровые поршневые насосы - “заливные пожарные трубы”, которые были снабжены кожаными рукавами и медными стволами (брандспойтами). Вода в насос поступала из специальных коробов. Дальность действия водяной струи была около 10 м. Для обслуживания одной заливной пожарной трубы требовалось около 50 человек, из них 12 человек в две смены качали коромысло насоса, 8 - обслуживали выкидные рукава и ствол, а 30 - в одну или две “нитки” подносили к трубе воду ведрами.
К середине XVIII века в России освоили изготовление собственных ручных пожарных насосов.В XIX веке в России использовалось более 20 типов ручных пожарных насосов отечественных конструкций.
С изобретением паровых двигателей и их использованием для привода пожарных насосов удалось значительно увеличить эффективность пожаротушения. Производительность паровых пожарных насосов превышала 1000 л/мин; водяная струя подавалась на расстояние 40 м и более. Позднее производительность паровых пожарных насосов возросла вдвое, но при всей эффективности они имели ряд недостатков: были достаточно тяжелы; их надо было вывозить на специальных тяжелых конных повозках; на разогрев парового котла требовалось значительное время (15-20 мин.).
В 1882 году в Москве был продемонстрирован паровой пожарный насос, собранный на московском заводе Густава Листа из иностранных деталей, а в 1896 году этот завод выпустил две паровые пожарные машины полностью отечественного производства. Массовый выпуск этих насосов был начат в 1903 году .
С увеличением числа многоэтажных зданий в городах России все острее вставала проблема спасания людей с верхних этажей горящих зданий. Наиболее удобными приспособлениями для этих целей оказались выдвижные пожарные лестницы. Первым русским изобретателем выдвижной пожарной лестницы был Петр Дальгрен.
Во второй половине 19 века на вооружении российских пожарных были довольно громоздкие и маломаневренные выдвижные лестницы конструкции Лобова на 4 колесных конных повозках, производившиеся в мастерских Петербургского пожарного депо. В 1895 году по чертежам А.А.Сергеева была построена механическая лестница, известная как “лестница образца 1895 г.”, которая из-за своей прочности и маневренности получила широкое распространение.
Первый городской водопровод в Москве был пущен лишь в 1805 г., в других городах водопроводы были введены в действие еще позднее Однако, длительное время городские водопроводы не могли существенно влиять на борьбу с пожарами, так как не было возможности использовать воду непосредственно из городской сети. Решение этой проблемы в 80-х годах XIX века предложил русский инженер и общественный деятель Н.П.Зимин. Он определил необходимые размеры водопроводных труб, пожарных кранов, колодцев, сконструировал пожарный гидрант и стендер, которые с успехом применяются и в настоящее время. К концу XIX века оснащённость пожарных формирований России пожарной техникой значительно возросла: в 1892 году на их вооружении имелось 4970 повозок для доставки пожарных, 169 паровых насосов, 10118 больших ручных насосов, 3758 средних и малых ручных насосов и гидропультов, 35390 бочек, 4718 багровых ходов, 19 лазаретных фургонов. Вся эта техника находилась на вооружении профессиональных и добровольных пожарных, число которых превышала 84 тыс. человек.
Материалы предоставлены ГУ МЧС России по Магаданской области.