Прогноз ЧС на июль 2013 года
Прогноз чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера на июль 2013 года на территории Магаданской области
(на основании статистических данных по чрезвычайным ситуациям базы данных территориального центра мониторинга и прогнозирования ЧС по Магаданской области)
Территориальным центром мониторинга и прогнозирования ЧС на основе статистических среднемноголетних данных и исходя из складывающейся обстановки рассчитана вероятность чрезвычайных ситуаций прогнозируемых в июле 2013г, расчеты производились на основе базы данных ЧС за десятилетний период наблюдений. В ходе расчетов выводилось среднее количество ЧС и происшествий, которые происходили в июле месяце. Данный прогноз не может расцениваться, как точный и однозначный, но вместе с тем для отдельных источников ЧС является достаточно объективным показателем.
Характеристика источников ЧС
Согласно статистическим данным наиболее вероятны чрезвычайные ситуации, обусловленные комплексами неблагоприятных метеорологических явлений: обильными осадками, резким усилением и переменой ветра. Сохраняется вероятность чрезвычайных ситуаций, связанных с дождевыми паводками, а также с происшествиями на водных объектах, с высокими классами природной пожарной опасности по условиям погоды. В период дождевых паводков возможны чрезвычайные ситуации биолого-социального характера, обусловленные вспышками острых кишечных инфекций (в т.ч. энтеровирусных) и вирусного гепатита водного характера.
Из техногенных ЧС наиболее вероятны нарушения в работе ТЭК и ЖКХ.
По многолетним наблюдениям (данные взяты за последние 10 лет) основные источники ЧС в июне:
- дождевые паводки – 2;
- происшествия на водных объектах, связанные с нарушением правил судоходства маломерных судов и поведения людей на водных объектах – 3;
- происшествия на морских акваториях, связанные с авариями и повреждениями на судах при нарушении правил судовождения - 1;
- аварии на электроэнергетических системах жизнеобеспечения, связанные с аварийными отключениями электроэнергии, подмывом опор ЛЭП дождевыми паводками и повреждения опор ЛЭП природными пожарами – 16;
- массовые инфекционные болезни людей, обусловленные вспышками острых кишечных инфекций – 1;
- природные пожары – 3.
На всей территории области сохраняется вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий, техногенных пожаров в жилом секторе, землетрясений, авиационных происшествий, аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения, происшествий на водных объектах, природных пожаров, разливов нефтепродуктов без достижения критериев ЧС.
Чрезвычайные ситуации природного характера на территории области в июле 2013г. выше межмуниципального характера не прогнозируются.
В июле 2013г. наиболее вероятны чрезвычайные ситуации природного характера, обусловленные дождевыми паводками на реках области, комплексами метеорологических явлений - прохождение циклонов, атмосферных фронтов, сопровождающихся ветрами, обильными осадками и волнением Охотского моря, с высокими классами природной пожарной опасности по условиям погоды.
Прогнозируется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных дождевыми паводками и подтоплением населенных пунктов и объектов инфраструктуры до межмуниципального уровня на всей территории Магаданской области. Возможны нарушения в работе коллекторно-дренажных систем, подтопление пониженных участков местности, подтопление населенных пунктов, сельхозугодий, нарушение функционирования дорожно-коммунальных служб, ограничения в работе транспорта, ухудшение проведения аварийно-восстановительных работ, размыв дорог, мостов, дамб, подмыв опор ЛЭП и связи, активизация оползневых и обвально-осыпных процессов.
Из объектов повышенной опасности наиболее опасны по возможному воздействию паводковых вод хвостохранилища обогатительных фабрик. В случае прорыва дамб хвостохранилищ и попадания продуктов флотации и цианирования в водотоки и водоемы возможно экологическое заражение значительной территории.
Сохраняется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на акватории Охотского моря, связанных с авариями и повреждениями на морских судах при нарушении правил судовождения в условиях волнения моря и плохой видимости.
Сохраняется вероятность возникновения ЧС не выше локального уровня на водных объектах, возрастает вероятность происшествий на водных объектах, связанных с гибелью людей (причины - нарушение правил судоходства маломерных судов и поведения людей на водных объектах).
В июле 2013г сохраняется вероятность возникновения очагов природных пожаров в Ольском, Омсукчанском, Хасынском, Сусуманском, Среднеканском, Тенькинском и Ягоднинском районах, а также в окрестностях города Магадана (источник ЧС – неконтролируемые палы, высокие классы природной пожарной опасности по условиям погоды).
Чрезвычайные ситуации техногенного характера на территории области в июле 2013г выше муниципального характера не прогнозируются.
Сохраняется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций не выше муниципального характера на объектах ЖКХ, основной причиной возникновения данных ЧС послужит – изношенность оборудования и инженерных сетей объектов ЖКХ, нехватка квалифицированного персонала, комплекс неблагоприятных метеорологических условий, человеческий фактор.
Сохраняется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций не выше муниципального характера на линиях электропередач и связи, основная причина – падение и разрушение опор ЛЭП. Источник ЧС – подмыв опор ЛЭП дождевыми паводками, повреждение опор ЛЭП природными пожарами.
Сохраняется вероятность возникновения крупных ДТП. Основной причиной возникновения данных ЧС послужит наличие комплекса опасных и неблагоприятных метеорологических условий (дожди, туман), нарушение правил дорожного движения, увеличение количества автотранспорта, неудовлетворительное состояние дорожного полотна, человеческий фактор.
В июле 2013г. на территории области возможно увеличение количества техногенных пожаров, основной причиной является низкая пожарная защищенность, нарушение правил пожарной безопасности и использование населением неисправных электрических приборов.
Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера выше муниципального характера не прогнозируются.
В период дождевых паводков существует вероятность вспышек острых кишечных инфекций (в т.ч. энтеровирусных) и вирусного гепатита водного характера.
В связи с установлением благоприятного сезона для туристов, спортсменов, охотников возможна вероятность возникновения происшествий связанных с травмами в труднодоступной горной местности.
Детализация прогноза ЧС на июль 2013 года будет проводиться в ежедневных прогнозах ЧС центра мониторинга и прогнозирования ЧС
Предложения по комплексу мер, направленных на снижение вероятности возникновения ЧС и смягчения их последствий руководителям муниципальных образований:
1. Поддерживать в готовности пожарно-спасательные формирования, аварийные бригады, коммунальные и дорожные службы к немедленному реагированию в случае возникновения аварийных и кризисных ситуаций.
2. При получении информации о сложных гидрометеорологических условиях:
- информировать население через СМИ;
- информировать дежурные службы объектов электроснабжения, объектов с массовым пребыванием людей, в том числе лечебные учреждения;
- привести в готовность аварийно-спасательные формирования;
- проверить готовность резервов материальных средств для ликвидации ЧС;
- при необходимости определить места для эвакуации населения.
3. Разработать и осуществить комплекс неотложных мероприятий по защите населенных пунктов и объектов экономики, находящихся на паводкоопасных территориях и включающих в себя:
- уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС (паводковые явления), определение состава сил и средств, привлекаемых на выполнение противопаводковых мероприятий, на проведение спасательных аварийно-восстановительных работ;
- планирование конкретных предупредительных инженерно-технических мероприятий, мер защиты и других профилактических работ, организацию их выполнения (очистка, ремонт, обеспечение надежности гидросооружений);
- на период прогнозируемых дождевых паводков предусмотреть частичное ограничение или прекращение функционирования предприятий, других организаций, расположенных в зонах возможного затопления;
- снижение запасов АХОВ на химически опасных объектах в районах, подверженным паводковым явлениям;
- предусмотреть материально-техническое обеспечение предупредительных мероприятий;
- создание резервов ГСМ, котельного и печного топлива, продовольствия, медикаментов, предметов необходимости для ликвидации последствий паводковых явлений в населенных пунктах, к которым в результате паводка могут быть отрезаны пути сообщения;
- подготовку к работе в режиме чрезвычайной ситуации объектов жизнеобеспечения;
- подготовку медицинских учреждений для оказания помощи пострадавшим;
- подготовку необходимого количества спасательных средств и определение районов их базирования;
- организацию доведения информации о прохождении возможных дождевых паводков до населения и заинтересованных организаций.
3.1 Совместно с заинтересованными ведомствами и службами продолжить контроль готовности к пропуску возможных дождевых паводков водопропускных сооружений и дамб, а также объектов, представляющих повышенную опасность (водохранилищ, складов токсичных веществ, минеральных удобрений, нефтепродуктов, хвостохранилищ, золошлакоотвалов, навозохранилищ и др.). Для проведения неотложных противопаводковых мероприятий (восстановление существующих, строительство новых дамб, валов, создание аварийных запасов стройматериалов и др.) привлекать в установленном порядке необходимую для этих целей технику и материалы предприятий и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности.
3.2 В период возможных дождевых паводков создать условия, не допускающие вспышек инфекционных заболеваний, обеспечить население качественной питьевой водой в необходимом количестве. Совместно с руководителями объектов экономики обеспечить выполнение санитарной очистки территории по недопущению выноса техногенных загрязнителей талыми водами в объекты водных ресурсов.
3.3 Совместно с руководителями ведомств, организаций, предприятий, владельцами гидротехнических сооружений обеспечить постоянный контроль за ходом пропуска паводковых вод через гидротехнические сооружения.
3.4 В течение паводкового периода во взаимодействии с дорожными предприятиями и силами муниципальных образований на участках дорог, попадающих в зоны возможного подтопления и размыва, произвести очистку водопропускных труб, кюветов, создать аварийный запас грунта; произвести техническое обследование автомобильных мостов области, находящихся в аварийном и технически неудовлетворительном состоянии и принять необходимые меры по недопущению их разрушения в период прохождения паводка.
4. Совместно с территориальными органами исполнительной власти и подразделениями ГИБДД реализовать меры по предупреждению возникновения ЧС и аварийных ситуаций на автомобильных трассах.
5. Силами ГПН, с участием сотрудников УВД продолжать проверки противопожарного состояния мест массового пребывания людей, административных зданий, учебных учреждений, производственных объектов. Проводить комплекс мероприятий по повышению пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием детей, обратить особое внимание на летние детские спортивно-оздоровительные лагеря, общеобразовательные школы и дошкольные учреждения.
6. Продолжить работу по выявлению нарушений в санитарно-техническом и санитарно-гигиеническом состоянии пищевых объектов. Особое внимание уделить пищеблокам детских дошкольных учреждений, учебных заведений, мест общественного питания, летних детских оздоровительно-спортивных лагерей, состояния водопроводных и канализационных сетей и сооружений.
7. Усилить контроль за проведением сельскохозяйственных палов.
8. С населением области организовать разъяснительную работу через СМИ:
- о соблюдении правил дорожного движения и скоростного режима на автодорогах;
- о правилах эксплуатации электронагревательных приборов, о соблюдении правил пожарной безопасности;
- по безопасному поведению людей на водных объектах, соблюдению правил пожарной безопасности в местах массового отдыха и в лесах области.
9. Главам районов области довести прогноз на июль 2013г и рекомендации по реагированию на прогноз до глав муниципальных образований в районах области.