Прогноз ЧС на май 2013 года
Прогноз чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера на май 2013 года на территории Магаданской области
(на основании статистических данных по чрезвычайным ситуациям базы данных территориального центра мониторинга и прогнозирования ЧС по Магаданской области)
Территориальным центром мониторинга и прогнозирования ЧС на основе статистических среднемноголетних данных и исходя из складывающейся обстановки рассчитана вероятность чрезвычайных ситуаций прогнозируемых в мае 2013г., расчеты производились на основе базы данных ЧС за десятилетний период наблюдений. В ходе расчетов выводилось среднее количество ЧС и происшествий, которые происходили в мае месяце. Данный прогноз не может расцениваться, как точный и однозначный, но вместе с тем для отдельных источников ЧС является достаточно объективным показателем.
Характеристика источников ЧС
Согласно статистическим данным наиболее вероятны чрезвычайные ситуации, обусловленные комплексами неблагоприятных метеорологических явлений: обильными осадками, резким усилением и переменой ветра. Повышается вероятность чрезвычайных ситуаций, связанных с весенними паводками, несанкционированным выходом людей и выездом техники на разрушающийся лед водных объектов, а также несанкционированным выходом маломерных судов на водные объекты. В период весеннего половодья возможны чрезвычайные ситуации биолого-социального характера, обусловленные вспышками острых кишечных инфекций (в т.ч. энтеровирусных) и вирусного гепатита водного характера.
Из техногенных ЧС наиболее вероятны нарушения в работе ТЭК и ЖКХ.
По многолетним наблюдениям (данные взяты за последние 10 лет) основные источники ЧС в мае:
- паводковые явления (заторные явления) – 1;
- отрыв прибрежного льда с массовым нахождением на нем людей – 5;
- происшествия на водных объектах, связанные с нарушением правил судоходства маломерных судов и поведения людей на водных объектах) – 4;
- происшествия на морских акваториях, связанные с авариями и повреждениями на морских судах при нарушении правил судовождения в условиях волнения моря и ограничений по видимости -1;
- аварии на электроэнергетических системах жизнеобеспечения, в том числе из-за подмыва опор ЛЭП весенними паводками – 12.
На всей территории области сохраняется вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий, техногенных пожаров в жилом секторе, землетрясений, авиационных происшествий, аварий на коммунальных системах жизнеобеспечения, происшествий на водных объектах, природных пожаров, разливов нефтепродуктов без достижения критериев ЧС.
Чрезвычайные ситуации природного характера на территории области в мае 2013г. выше межмуниципального характера не прогнозируются.
В мае 2013г. наиболее вероятны чрезвычайные ситуации природного характера, обусловленные весенним паводком на реках области, комплексами метеорологических явлений - прохождение циклонов, атмосферных фронтов, сопровождающихся ветрами, обильными осадками и волнением Охотского моря.
По данным «Прогноза весеннего половодья на реках Магаданской области в 2013 году», составленного ФГБУ «Колымское УГМС» 12 апреля 2013г, запасы воды в снежном покрове по состоянию на 10 апреля на территории Магаданской области распределились неравномерно. В северо-восточной части Сусуманского, Тенькинском, Среднеканском, и Ягоднинском районах снегозапасы составили 120-140 % от нормы, на северо-востоке области и Охотском побережье - 60 - 100% от нормы, а на остальной части территории – 100-120 % нормы.
Начало ледохода на р. Колыме на участке п. Усть-Среднекан – п. Коркодон ожидается 18-20 мая. Перед началом половодья Колымская ГЭС планирует осуществлять холостые сбросы воды из водохранилища, поэтому ледоход на р. Колыме ниже ГЭС может начаться ранее прогнозируемых сроков.
При вскрытии вероятны заторы льда на р. Колыме на участке Усть-Среднеканская ГЭС – п. Усть-Среднекан, на р. Тауе на участке п. Талон – п. Балаганное.
Наивысшие уровни половодья пройдут в конце мая - начале июня.
Максимальные уровни весеннего половодья на реке Колыме на участке Коркодон - Среднеколымск, на реках Бохапча, Таскан, Омчикчан и Омолон ожидаются на 0,2 - 1,2 м выше среднемноголетних значений. На остальных реках территории наивысшие уровни весеннего половодья ожидаются на 0,1 – 0,4 м ниже нормы.
Весенние паводковые воды повсеместно создадут угрозу мостам, дорогам, трубопроводам, оградительным дамбам, линиям связи и электропередачи и другим объектам в поймах рек.
Существует вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных весенним половодьем и подтоплением талыми водами населенных пунктов и объектов инфраструктуры до межмуниципального уровня на всей территории Магаданской области. Возможны нарушения в работе коллекторно-дренажных систем, подтопление пониженных участков местности, подтопление населенных пунктов, сельхозугодий, нарушение функционирования дорожно-коммунальных служб, ограничения в работе автомобильного транспорта, ухудшение проведения аварийно-восстановительных работ, размыв дорог, мостов, дамб, подмыв опор ЛЭП и связи, активизация оползневых и обвально-осыпных процессов. Особую угрозу представляет наложение возможного дождевого паводка на весеннее половодье на реках области.
Наибольшей угрозе подвержены населенные пункты и объекты инфраструктуры в районах:
· в Ольском районе возможно:
- подтопление с. Гадля от поступления воды сверху по протоке реки Ола из-за аварийного состояния водоограждающей дамбы № 2 (дамба разрушена);
- подтопление рекой Армань п. Армань, лесных и сельскохозяйственных угодий из-за предаварийного состояния водоограждающей дамбы;
- подтопление водами протоки реки Ола нижней части п. Ола из-за предаварийного состояния водоограждающей дамбы № 1 на р. Ола;
- затопление п.Ола сверху водами реки Ола и руч.Угликан из-за аварийного состояния водоограждающей дамбы № 2 у моста;
- подтопление рекой Ола и руч.Угликан рыборазводного завода и инфраструктуры п.Ола - Заречный из-за аварийного состояния водоограждающей дамбы № 3 у п.Заречный и п.Ола;
- подтопление рекой Тауй с.Балаганное из-за предаварийного состояния водоограждающей дамбы у с.Балаганное (система дамб 15км);
· в Тенькинском районе возможно подтопление северо-восточной части п.Усть-Омчуг, пониженных участков автодорог;
· в Среднеканском районе возможно:
- подтопление рекой Сеймчан объектов соц.быт. назначения п.Сеймчан из-за аварийного состояния водоограждающей дамбы в районе полигона бытовых отходов;
- подтопление рекой Сеймчан п.Сеймчан и водонасосной станции из-за аварийного состояния водоограждающей дамбы в районе насосной станции (дамба полностью разрушена);
- подтопление рекой Колыма мелиоративной системы (сельскохозяйственный полей) п.Верхний Сеймчан из-за предаварийного состояния водоограждающей дамбы;
· в Хасынском районе возможно:
- подтопление рекой Хасын п. Палатка из-за аварийного состояния водоограждающей дамбы у п. Палатка;
- возможны размывы отдельных участков основной автотрассы.
· в Ягоднинском районе возможно подтопление п.Ягодное, сельскохозяйственных угодий п.Эльген;
· в Сусуманском районе возможно:
- подтопление ручьем Талон (правый приток реки Берелех) 3-х 5-ти этажных жилых дома в городе Сусуман из-за предаварийного состояния берегоукрепления;
- подтопление автодороги Сусуман-Буркандья.
Существует вероятность локальных подтоплений пониженных участков местности, частного сектора, сельхозугодий, подвалов жилых домов и общественных зданий на территории муниципального образования «город Магадан» в микрорайонах Снежный, Солнечный.
Из объектов повышенной опасности наиболее опасны по возможному воздействию паводковых вод хвостохранилища обогатительных фабрик. В случае прорыва дамб хвостохранилищ и попадания продуктов флотации и цианирования в водотоки и водоемы возможно экологическое заражение значительной территории.
При вскрытии рек возможны заторы льда на р.Колыме на участке Усть-Среднеканская ГЭС – п.Усть-Среднекан и на реке Тауй п.Талон - п. Балаганное.
Заторы образуются на всем участке реки Тауй от устья р. Челомджа (приток р. Тауй) до п. Балаганное, чаще всего заторы формируются на 65 км р. Тауй (ниже впадения р.Челомджи в р. Тауй), на 56, 44, 36 (в районе с. Талон), 34, 30, 28, 23, 17, 14 и 7 километрах р. Тауй, а также в устье реки Тауй (место впадения р. Тауй в Амахтонский залив Тауйской Губы) у п.Балаганное.
В период весеннего половодья существует вероятность вспышек острых кишечных инфекций (в т.ч. энтеровирусных) и вирусного гепатита водного характера.
Сохраняется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на акватории Охотского моря, связанных с авариями и повреждениями на судах при нарушении правил судовождения.
Существует вероятность возникновения ЧС не выше локального уровня на водных объектах, возрастает вероятность происшествий на водных объектах, связанных с гибелью людей (причины - нарушения правил безопасности при выходе (выезде) на разрушающийся лёд и нарушением правил судоходства маломерных судов и поведения людей на водных объектах).
Сохраняется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций в окрестностях города Магадана, в горных районах области, в местах массового отдыха, туристических маршрутов, в населённых пунктах и прилегающих к ним территорий, вызванные сходом снежных лавин, возникающих на заснеженных склонах сопок, крутых правобережных склонах речных долин; бортах терриконов, карьеров, строительных котлованов; откосах дорог и мостов (Источник ЧС - высота снежного покрова более 40 см и подрезка снежных пластов на санях, лыжах, сноубордах).
Повышается вероятность травматизма населения в городах и поселках Магаданской области, связанная с обрушением снежных козырьков и сосулек на зданиях.
В третьей декаде мая 2013г существует вероятность возникновения очагов природных пожаров в Ольском, Омсукчанском, Хасынском, Сусуманском, Среднеканском, Тенькинском и Ягоднинском районах, а также в окрестностях города Магадана (источник ЧС – неконтролируемые палы).
Чрезвычайные ситуации техногенного характера на территории области в мае 2013г выше муниципального характера не прогнозируются.
Сохраняется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций не выше муниципального характера на объектах ЖКХ, основной причиной возникновения данных ЧС послужит – изношенность оборудования и инженерных сетей объектов ЖКХ, перегрузка оборудования, нехватка квалифицированного персонала, комплекс неблагоприятных метеорологических условий, человеческий фактор.
Сохраняется вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций не выше муниципального характера на линиях электропередач и связи, основная причина – падение и разрушение опор ЛЭП. Источник ЧС – подмыв опор ЛЭП весенними паводками, повреждение опор ЛЭП природными пожарами.
Сохраняется вероятность возникновения крупных ДТП. Основной причиной возникновения данных ЧС послужит наличие комплекса опасных и неблагоприятных метеорологических условий (сильные осадки, мокрый снег), нарушение правил дорожного движения, увеличение количества автотранспорта, неудовлетворительное состояние дорожного полотна, человеческий фактор.
В мае 2013г. на территории области возможно увеличение количества техногенных пожаров, основной причиной является низкая пожарная защищенность, нарушение правил пожарной безопасности и использование населением неисправных электрических отопительных приборов и печного отопления.
Чрезвычайные ситуации биолого-социального характера выше муниципального характера не прогнозируются.
В период весеннего половодья существует вероятность вспышек острых кишечных инфекций (в т.ч. энтеровирусных) и вирусного гепатита водного характера.
В связи с установлением благоприятного сезона для туристов, спортсменов, сноубордистов, охотников возможна вероятность возникновения происшествий связанных с травмами в труднодоступных горных местах.
Детализация прогноза ЧС на май 2013 года будет проводиться в ежедневных прогнозах ЧС центра мониторинга и прогнозирования ЧС
Предложения по комплексу мер, направленных на снижение вероятности возникновения ЧС и смягчения их последствий руководителям муниципальных образований:
1. Поддерживать в готовности пожарно-спасательные формирования, аварийные бригады, коммунальные и дорожные службы к немедленному реагированию в случае возникновения аварийных и кризисных ситуаций.
2. При получении информации о сложных погодных условиях:
- информировать население через СМИ;
- информировать дежурные службы объектов электроснабжения, объектов с массовым пребыванием людей, в том числе лечебные учреждения;
- привести в готовность аварийно-спасательные формирования;
- проверить готовность резервов материальных средств для ликвидации ЧС;
- при необходимости определить места для эвакуации населения.
3. Разработать и осуществить комплекс неотложных мероприятий по защите населенных пунктов и объектов экономики, находящихся на паводкоопасных территориях и включающих в себя:
- уточнение планов действий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС (паводковые явления), определение состава сил и средств, привлекаемых на выполнение противопаводковых мероприятий, на проведение спасательных аварийно-восстановительных работ;
- планирование конкретных предупредительных инженерно-технических мероприятий, мер защиты и других профилактических работ, организацию их выполнения (очистка, ремонт, обеспечение надежности гидросооружений);
- на период прогнозируемого весеннего половодья предусмотреть частичное ограничение или прекращение функционирования предприятий, учебных заведений, других организаций, расположенных в зонах возможного затопления;
- снижение запасов АХОВ на химически опасных объектах в районах, подверженным паводковым явлениям;
- предусмотреть материально-техническое обеспечение предупредительных мероприятий;
- создание резервов ГСМ, котельного и печного топлива, продовольствия, медикаментов, предметов необходимости для ликвидации последствий паводковых явлений в населенных пунктах, к которым в результате паводка могут быть отрезаны пути сообщения;
- подготовку к работе в режиме чрезвычайной ситуации объектов жизнеобеспечения;
- подготовку медицинских учреждений для оказания помощи пострадавшим;
- подготовку необходимого количества спасательных средств и определение районов их базирования;
- организацию доведения информации о прохождения половодья до населения и заинтересованных организаций.
3.1 Совместно с заинтересованными ведомствами и службами организовать проверку готовности к пропуску половодья водопропускных сооружений и дамб, а также объектов, представляющих повышенную опасность (водохранилищ, складов токсичных веществ, минеральных удобрений, нефтепродуктов, хвостохранилищ, золошлакоотвалов, навозохранилищ и др.). Для проведения неотложных противопаводковых мероприятий (восстановление существующих, строительство новых дамб, валов, создание аварийных запасов стройматериалов и др.) привлекать в установленном порядке необходимую для этих целей технику и материалы предприятий и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности.
3.2 В период таяния снегов создать условия, не допускающие вспышек инфекционных заболеваний, обеспечить население качественной питьевой водой в необходимом количестве. Совместно с руководителями объектов экономики обеспечить выполнение санитарной очистки территории по недопущению выноса техногенных загрязнителей талыми водами в объекты водных ресурсов.
3.3 Произвести при необходимости зачернение льда на реках в местах возможных ледяных заторов.
3.4 Совместно с руководителями ведомств, организаций, предприятий, владельцами гидротехнических сооружений обеспечить постоянный контроль за ходом пропуска паводковых вод через гидротехнические сооружения.
3.5 В течение предпаводкового периода во взаимодействии с дорожными предприятиями и силами муниципальных образований на участках дорог, попадающих в зоны возможного подтопления и размыва, произвести очистку от снега и льда водопропускных труб, кюветов, создать аварийный запас грунта; произвести техническое обследование автомобильных мостов области, находящихся в аварийном и технически неудовлетворительном состоянии и принять необходимые меры по недопущению их разрушения в период прохождения паводка.
4. Совместно с территориальными органами исполнительной власти и подразделениями ГИБДД реализовать меры по предупреждению возникновения ЧС и аварийных ситуаций на автомобильных трассах.
5. Силами ГПН, с участием сотрудников УВД продолжать проверки противопожарного состояния мест массового пребывания людей, административных зданий, учебных учреждений, производственных объектов. Проводить комплекс мероприятий по повышению пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием детей, обратить особое внимание на летние детские спортивно-оздоровительные лагеря, общеобразовательные школы и дошкольные учреждения.
6. Продолжить работу по выявлению нарушений в санитарно-техническом и санитарно-гигиеническом состоянии пищевых объектов. Особое внимание уделить пищеблокам детских дошкольных учреждений, учебных заведений, мест общественного питания, состояния водопроводных и канализационных сетей и сооружений.
7. Усилить контроль за проведением сельскохозяйственных палов.
8. С населением области организовать разъяснительную работу через СМИ:
- о соблюдении правил дорожного движения и скоростного режима на автодорогах;
- о правилах эксплуатации электронагревательных приборов, о соблюдении правил пожарной безопасности;
- усилить разъяснительную работу по безопасному поведению людей на водных объектах, соблюдению правил пожарной безопасности в местах массового отдыха и в лесах области.
9. Главам районов области довести прогноз на май 2013г и рекомендации по реагированию на прогноз до глав муниципальных образований в районах области.