Автоцистерна пожарная тяжелого класса АЦ 6,0-40 (4320) на полноприводном шасси Урал-4320 с емкостью цистерны 6,0 м³
АЦ предназначена для:
- доставки к месту вызова боевого расчета, запаса огнетушащих веществ, ПТВ и АСО;
- тушения пожаров в населенных пунктах, в лесных массивах и на промышленных объектах путём подачи к месту пожара воды из цистерны, открытого водоёма или гидранта через ручные стволы и стационарный лафетный ствол;
- подачи к месту пожара воздушно-механической пены с забором пенообразователя из штатного пенобака или из сторонней ёмкости;
- подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников водоснабжения;
- проведения аварийно-спасательных работ, с помощью вывозимого АСО.
АЦ изготовлена на полноприводном капотном автомобильном шасси, новом, ранее не эксплуатировавшемся 2016 года выпуска.
Наименование параметра | Требуемое значение |
Колесная формула шасси | 6 х 6 |
Компоновочная схема шасси (расположение кабины относительно двигателя) | Капотная (кабина за двигателем) |
Скорость (максимальная) движения с полной нагрузкой по дорогам с твердым покрытием, км/ч | 80 |
Вместимость топливного бака, л | 210 |
Характеристики двигателя Тип двигателя
Мощность двигателя, не менее кВт (л.с.) Вид потребляемого топлива |
Дизельный, четырёхтактный, с рабочим объёмом 6650 см3, степень сжатия 17,5, экологический класс 4
210 (285) Дизельное ГОСТ 305 |
Шасси имеет заднее тягово-сцепное устройство в соответствии с ГОСТ 2349-75.
Шасси комплектуется запасным колесом, которое при транспортировании АЦ устанавливается под лонжеронами шасси в задней части АЦ.
АЦ соответствовать следующим требованиям:
- длина 9300 мм;
- ширина 2500 мм;
- высота (для АЦ в снаряженном состоянии) 3300 мм;
- полная масса АЦ 19000 кг;
- боевой расчет – 6 человек.
На АЦ нанесена окраска (цветографическая схема) для пожарных специальных автомобилей в соответствии с ГОСТ Р 50574-2002. Окраска выполнена двухкомпонентными эмалями на полиуретановой основе.
АЦ для размещения боевого расчёта и насосной установки имеет цельнометаллический салон, образованный расположенной за двигателем кабиной водителя и пристыкованной к ней кабиной боевого расчёта (задняя стенка кабины водителя демонтирована).
Как и кабина водителя, кабина боевого расчета имеет две двери, по одной на каждую сторону. В качестве дверей кабины боевого расчета применены двери штатной кабины водителя базового шасси с соответствующими размерами дверного проёма. Двери снабжены опускаемыми стеклами, останавливаемыми в любом промежуточном положении.
Салон имеет два ряда поперечно расположенных сидений (ориентированных по направлению движения) и обеспечивать размещение 6 человек боевого расчета (включая водителя). Первый ряд сидений (штатных) расположен в кабине водителя, второй ряд сидений – в кабине боевого расчета. Между рядами сидений (в зоне между дверными проёмами кабины водителя и кабины боевого расчёта) расположена насосная установка. Для комфортного расположения членов боевого расчёта и размещения насосной установки кабина удлинена и расширена.
Сидения кабины боевого расчёта оборудованы ремнями безопасности. Покрытие сидений изготовлено из воздухопроницаемого, нетоксичного, умягченного материала. Под сиденьем расположен рундук для пожарно-технического оборудования, при этом сиденье откидное, с фиксаторами в поднятом положении.
На поверхность пола кабины боевого расчета нанесено шумоизоляционное и антикоррозийное покрытие, на которое наложен противоскользящий коврик из рифлёной резины. На нижние, со стороны земли, поверхности кабины боевого расчета дополнительно нанесена полимерно-композитная мастика. На нижние (со стороны земли), подверженные абразивному износу поверхности крыльев надколесной ниши кабины водителя, отсеков под кабиной боевого расчёта дополнительно нанесено антигравийное покрытие.
В кабине боевого расчёта задний ряд сидений оборудован креплениями для размещения 4-х дыхательных аппаратов со сжатым воздухом (ДАСВ) и 4-х запасных баллонов для ДАСВ. ДАСВ и запасные баллоны в креплениях расположены вертикально, при этом ДАСВ расположены симметрично посадочным местам сидений. Крепления оборудованы поддержкой спины и имеют возможность регулировки под разные типы ДАСВ. Под кабиной боевого расчёта на лонжеронах рамы шасси с каждой стороны кабины размещены отсеки, по одному с каждой стороны, представляющие собой ящики с откидными крышками. Отсеки оборудованы нижними и верхними противоскользящими подножками для обеспечения оперативного и безопасного подъема в кабину боевого расчета.
Для фиксации ПТВ и АСО в КБР и в отсеках под КБР применены алюминиевые или неметаллические (резиновые или пластиковые) элементы крепления (опоры, зажимы).
Дополнительно к штатной системе отопления кабины водителя в кабине боевого расчёта установлен автономный отопитель «Планар-4Д» (мощность 3 кВт, плавное регулирование мощности, пониженный уровень шума, на дизельном топливе с расходом топлива 0,37 л/час).
АЦ для размещения огнетушащих веществ имеет цистерну для воды, вместимостью 6 м3 и бак для пенообразователя вместимостью 0,36 м³.
Цистерна для воды продольную компоновку на раме автомобиля. В креплении цистерны к надрамнику присутствовуют упругие демпфирующие элементы, компенсирующие воздействие от скручивания рамы на цистерну. Цистерна изготовлена из конструкционной стали толщиной 3 мм и представлять собой жёсткую цельносварную конструкцию. Стенки прозигованы для увеличения жесткости конструкции.
Для предохранения от коррозии на внутренние и наружные поверхности цистерны для воды нанесен антикорозийный грунт, дополнительно нижняя поверхность цистерны обработана антигравийной полимерно-композитной мастикой.
Для обеспечения осмотра и технического обслуживания цистерны предусмотрен люк с размерами 450х450 мм, расположенный так, чтобы доступ в цистерну обеспечивался без демонтажа надстройки и снятия пожарно-технического вооружения (ПТВ) с крыши.
Цистерна для воды оборудована кондуктометрическими датчиками для дискретного (1, 3/4, 1/2, 1/4, 0) контроля уровня заполнения и расхода воды. Указатель уровня заполнения доступен для четкого визуального контроля с рабочего места оператора.
Внутри цистерны для воды расположены перегородки (волноломы), обеспечивающие гашение колебаний жидкости при движении автомобиля. Расположение внутренних элементов цистерны не препятствует ревизии их внутренней полости и замене поврежденных элементов.
Цистерна для воды имеет устройства, предотвращающие создание в ней избыточного давления при заполнении и разрежения при опорожнении с помощью насоса.
Конструкция цистерны обеспечивает опорожнение свободным сливом.
АЦ заполняется как собственным насосом, так и сторонним источником. Заливной патрубок для заполнения от стороннего источника расположен на крыше цистерны и иметь соединительную головку ГМ-80.
Устройство для слива воды при переполнении цистерны во время заправки расположено в зоне, исключающей попадание воды на тормозные механизмы колес при заправке и в движении.
В каждом наполняющем АЦ трубопроводе установлен фильтр из коррозионностойкой сетки с размером ячейки 5x5 мм.
Бак для пенообразователя размещён («утоплен») внутри цистерны. Бак для пенообразователя изготовлен из коррозионностойкого по отношению к пенообразователю материала.
Пенобак имеет устройство, уменьшающее вспенивание пенообразователя при заправке, а также устройство исключающее создание разрежения в баке при подаче пенообразователя.
Кузовная надстройка с отсеками для ПТВ крепится на надрамнике, независимо от емкости для воды и состоит из металлического сварного каркаса, изготовленного из профильных труб прямоугольного сечения толщиной 2,5 мм. Наружная обшивка выполнена из гладкого оцинкованного листа, окрашенного порошковыми эмалями с последующей сушкой при температуре 180°С. Наружные панели соединяются с каркасом посредством применения клеевых технологий.
Для размещения ПТВ, кузов имеет боковые отсеки в количестве 3 штук с каждой стороны, с отверстиями для слива скапливающихся остатков воды и конденсата. Полы в отсеках корпусов кузова выполнены из алюминиевого листа (толщиной 2,0 мм) с применением клеевой технологии соединения алюминиевых листов с каркасом.
Крыша пожарного модуля изготовлена из рифленого алюминиевого листа, обеспечивающего безопасность боевого расчета при работе с пожарно-техническим вооружением, размещенным на крыше. Для подъема на крышу задняя часть пожарного модуля оборудована двумя стационарными лестницами с откидными ступенями. В местах крепления лестниц задняя стенка усилена рифленым алюминиевым листом, для предохранения повреждения надстройки боевым расчетом при развертывании пожарного автомобиля.
Трехколенная лестница оборудована устройством для обеспечения быстрого съема, без подъема на крышу. Крепление трехколенной лестницы снабжено направляющими, фиксатором, а также роликами, облегчающими съем лестницы.
Пеналы под всасывающие и напорно-всасывающие рукава изготовлены из оцинкованной стали и имеют защиту от попадания посторонних предметов. Их конструкция обеспечивает естественную вентиляцию. Пеналы оснащены рукавной лентой для извлечения всасывающих рукавов.
Кузов (его элементы) имеет стойкое лакокрасочное покрытие согласно RAL 3020. Кроме того, на нижние, со стороны земли, поверхности левого и правого корпусов, подверженные абразивному износу, дополнительно нанесена полимерно-композитная мастика.
АЦ имеет задний буфер безопасности (ЗЗУ – заднее защитное устройство).
По краям крыши кузова в зонах для хождения установлены ограждения высотой 100 мм.
Двери боковых отсеков кузова панельные (изготовлены с применением клеевой технологии), оборудованные замками-защёлками, удерживающими их в закрытом положении, а также телескопическими газовыми стойками для фиксации дверей в открытом положении. Для предохранения всех отсеков кузова от попадания в них атмосферных осадков, пыли и грязи проёмы дверей имеют резиновые уплотнения, над дверными проёмами основных боковых отсеков установлены желобки для отвода воды.
Для размещения каждого элемента ПТВ и АСО в отсеках и на крыше кузова предусмотрены соответствующие места и крепления
Насосная установка размещена в салоне и оборудована насосом центробежным пожарным НЦПН-40/100УВМ.Э.Б нормального давления, имеющим автономную вакуумную систему заполнения насоса (водозабора) на основе вакуумного насоса шиберного типа с электроприводом. Насос соответствует требованиям ГОСТ Р 52283‑2004 «Насосы центробежные пожарные».
Наименование | Требуемое значение показателей |
Тип насоса | Центробежный нормального давления |
Номинальная подача, л/сек | 40 |
Напор в номинальном режиме, м | 100 |
Мощность в номинальном режиме, кВт (л.с.) | 60 (82) |
Номинальная частота вращения вала, об/мин | 2700 |
Наибольшая геометрическая высота всасывания, м | 7,5 |
Время водозаполнения насоса водой с наибольшей геометрической высоты всасывания, с | 40 |
Максимальное рабочее давление на входе в насос, кгс/см2 | 6 |
Максимальное рабочее давление на выходе из насоса, кгс/см2 | 15 |
Количество и условный диаметр патрубков: мм - всасывающий - напорный |
1×Dу125 2×Dу70 1×Dу80 |
Габаритные размеры, мм Д×Ш×В | 700×940×700 |
Параметры системы дозирования пенообразователя: | |
Тип дозирующего устройства
| пеносмеситель встроен в насос, с 8 положениями дозатора |
Диапазон дозирования пенообразователя, % - диапазон регулирования - по шкале дозатора |
1…10 6+1, 3+0,5 |
Масса общая (сухая), кг | 80 |
Срок службы до списания, лет | 12 |
Параметры вакуумной системы водозаполнения: | |
Максимальное разрежение, создаваемое вакуумным насосом, кгс/см2 | 0,8 |
Номинальное напряжение питания, В | 12 |
Потребляемый ток, А | 160 |
Количество потребляемой энергии за один цикл водозаполнения, А×час (диапазон) | 0,5...2,0 |
Время непрерывной работы, с | 60 |
Средний расход масла за цикл работы, мл | 5 |
Дополнительное оснащение насоса: электронный блок индикации и управления, который позволяет:
- управлять работой автономной вакуумной системой, как в ручном, так и в автоматическом режимах;
- осуществлять индикацию числа оборотов вала насоса;
- осуществлять учет времени наработки насоса;
- осуществлять электронный контроль давления на входе в насос и выходе из насоса с выводом на дисплей блока управления;
- производить запись всех параметров в память блока, без возможности удаления из памяти прибора;
- осуществлять просмотр данных на мониторе компьютера;
Наличие блока интерфейса с присоединительными кабелями для снятия характеристик насоса при проведении обслуживания и ремонта.
Уплотнение вала обеспечивается сальником необслуживаемого типа из термо-расширенного графита. Подшипники насоса не требуют смазки в течение всего срока службы.
Насосная установка обеспечивает подачу огнетушащих веществ к месту пожара через напорные патрубки и стационарный лафетный ствол.
Забор воды в пожарный насос возможен из цистерны, открытого водоёма (для чего насос снабжен вакуумной системой водозабора, а в комплекте ПТВ имеются всасывающие рукава и сетка) или гидранта (для чего в комплекте ПТВ имеется пожарная колонка, водосборник, напорно-всасывающие рукава и т.д.).
Забор пенообразователя в пеносмеситель насоса предусмотрен как из штатного пенобака так и из сторонней ёмкости.
Запорная арматура насосной установки имеет ручное управление. Органы управления водопенными коммуникациями (ручки и маховички) направлены в сторону оператора.
На АЦ (на крыше кабины боевого расчёта) установлен пожарный водопенный, универсальный, стационарный, лафетный ствол ЛС-С40У (или эквивалент) с ручным управлением. Лафетный ствол обеспечивает формирование потока распыленной струи огнетушащего вещества с изменяющимся углом распыливания от сплошной струи до защитного экрана (90 град.).
Электрооборудование АЦ состоит из штатного электрооборудования автомобильного шасси и дополнительного электрооборудования АЦ. Дополнительное электрооборудование АЦ обеспечивает освещение кабины боевого расчёта и отсеков кузова, контроль открытого положения дверей кузова, освещение рабочих зон впереди и сзади АЦ.
На АЦ под бампером шасси установлены передние противотуманные фары.
Для освещения рабочих зон впереди и сзади АЦ установлены передняя и задняя поисковые фары (прожекторы): передняя фара – на крыше кабины водителя, задняя фара – на крыше цистерны в задней части АЦ. Передняя фара имеет рукоятку для управления фарой изнутри кабины водителя.
Дополнительно к габаритным фонарям шасси на кузове АЦ установлены задние верхние габаритные и боковые контурные фонари, которые включаются совместно с габаритными фонарями шасси штатным тумблером на приборной панели кабины водителя. На кабину и кузов АЦ нанесена контурная светоотражающая маркировка (светоотражающей лентой желтого цвета) в соответствии с ГОСТ Р 41.104-2002 и задние опознавательные знаки.
АЦ оборудована средствами связи:
- устройствами для подачи специальных звуковых и световых сигналов.
Для подачи специальных звуковых и световых сигналов АЦ оборудована специальным громкоговорящим устройством СГУ, громкоговоритель которого установлен под капотом моторного отсека шасси, а пульт управления (микрофон) – на приборной панели кабины водителя. На крыше кабины водителя и крыше цистерны в задней части АЦ установлены соответственно два и один проблесковые маяки, включение которых производится с пульта управления СГУ.
Автоцистерна пожарная укомплектована следующим пожарно-техническим вооружением:
№ п/п | Наименование | Ед. изм. | Кол-во |
1. | Диэлектрический комплект в том числе: | Компл. | 1 |
| Боты резиновые диэлектрические клееные формовые | Пара | 1 |
| Перчатки резиновые диэлектрические | Пара | 1 |
| Ковер диэлектрический резиновый 1 группа 1-750х750 | Шт. | 1 |
| Ножницы диэлектрические НД-1 | Шт. | 1 |
| Сумка-чехол | Шт. | 1 |
2. | Специальное громкоговорящее устройство СГУ-120 | Компл. | 1 |
3. | Сигнальный проблесковый маяк «Сакура» синего цвета | Шт. | 3 |
4. | Водосборник Dy125мм ВС-125 | Шт. | 1 |
5. | Генератор пены средней кратности ГПС-600 | Шт. | 2 |
6. | Генератор огнетушащего аэрозоля АГС-5 | Шт. | 3 |
7. | Гидроэлеватор пожарный Г-600 производительностью 600 л/мин | Шт. | 1 |
8. | Головка соединительная переходная 70мм х 50мм ГПН 70х50 | Шт. | 3 |
9. | Головка соединительная переходная 80мм х 50мм ГПН 80х50 | Шт. | 3 |
10. | Головка соединительная переходная 80мм х 70мм ГПН 80х70 | Шт. | 3 |
11. | Задержка рукавная ЗР-80 | Шт. | 4 |
12. | Зажим 80 мм для пожарных рукавов ЗПР-80 | Шт. | 4 |
13. | Ключ 80 мм К-80 | Шт. | 2 |
14. | Ключ 150 мм К-150 | Шт. | 2 |
15. | Колонка пожарная КП-80 | Шт. | 1 |
16. | Комплект инструмента колонщика в том числе: | Шт. | 1 |
| Ящик инструментальный пластиковый | Шт. | 1 |
| Молоток 500 г | Шт. | 1 |
| Зубило слесарное 200 мм | Шт. | 1 |
| Кольцо уплотнительное 50мм КН-50 | Шт. | 4 |
| Кольцо уплотнительное 70мм КН-70 | Шт. | 4 |
| Кольцо уплотнительное 80мм КН-80 | Шт. | 4 |
| Флажок сигнальный | Шт. | 1 |
17. | Крюк для открывания крышки пожарного гидранта | Шт. | 1 |
18. | Мостик рукавный | Шт. | 2 |
19. | Огнетушитель порошковый с массой огнетушащего вещества 5 кг ОП-5(з) ABCE | Шт. | 1 |
20. | Огнетушитель порошковый с массой огнетушащего вещества 10 кг ОП-10(з) ABCE | Шт. | 1 |
21. | Огнетушитель углекислотный с массой огнетушащего вещества 5 кг ОУ-5-ВСЕ | Шт. | 1 |
22. | Разветвление трехходовое 70 мм (рукавное) РТ-70 | Шт. | 2 |
23. | Разветвление трехходовое 80 мм (рукавное) РТ-80 | Шт. | 2 |
24. | Рукав напорный с соединительной арматурой (DN 51, длиной 20 м) морозостойкий РПМ(В)-50-1,6-ИМ-УХЛ1 (с ГР) | Шт. | 8 |
25. | Рукав напорный с соединительной арматурой (DN 77, длиной 20 м) морозостойкий РПМ(В)-80-1,6-ИМ-УХЛ1 (с ГР) | Шт. | 8 |
26. | Рукав напорный с соединительной арматурой (DN 77, длиной 4 м) РПМ(В)-80-1,6-ИМ-УХЛ1 морозостойкий (с ГР) | Шт. | 2 |
27. | Рукав кислотно-щелочной КЩ-1-32 длиной 4 м Dy 32мм (резиновый с текстильным каркасом, металлической спиралью с соединительной арматурой) | Шт. | 1 |
28. | Рукав всасывающий для воды Dy 125мм длиной 4 м В-1-125 с соединительной арматурой ГРВ-125 и с лентой рукавной | Шт. | 2 |
29. | Рукав напорно-всасывающий для воды Dy 75мм длиной 4 м В-2-75-10 с соединительной арматурой ГР-80 и с лентой рукавной | Шт. | 2 |
30. | Сетка всасывающая Dy 125мм с канатом капроновым диаметром 11 мм, длиной 12 м СВ-125 | Шт. | 1 |
31. | Ствол ручной перекрывной Dу 50 РСП-50 | Шт. | 2 |
32. | Ствол ручной комбинированный Dу 50 РСК-50 | Шт. | 2 |
33. | Ствол ручной перекрывной Dу 70 РСП-70 | Шт. | 2 |
34. | Ствол ручной перекрывной Dу 70 РСКЗ-70 | Шт. | 2 |
35. | Ствол пожарный (воздушно-пенный) СВП | Шт. | 2 |
36. | Ствол пожарный лафетный комбинированный переносной ЛС-П20У | Шт. | 1 |
37. | Лестница выдвижная пожарная трехколенная ВПЛ. Длина в сложенном состоянии 4380 мм, длина в полностью развернутом состоянии 10700 мм, ширина 480 мм, высота в сложенном состоянии 202 мм, расстояние между ступеньками 350 мм, масса 48 кг | Шт. | 1 |
38. | Лестница - палка пожарная металлическая ЛП | Шт. | 1 |
39. | Лестница пожарная штурмовая металлическая ЛШ | Шт. | 1 |
40. | Багор пожарный цельнометаллический БПМ | Шт. | 1 |
41. | Крюк пожарный КП | Шт. | 1 |
42. | Кувалда кузнечная массой 5,0 кг | Шт. | 1 |
43. | Лом пожарный легкий ЛПЛ | Шт. | 1 |
44. | Лом пожарный тяжелый ЛПТ | Шт. | 1 |
45. | Лом пожарный с шаровой головкой ЛПШ | Шт. | 1 |
46. | Лом пожарный универсальный ЛПУ | Шт. | 1 |
47. | Лопата совковая ЛСП | Шт. | 1 |
48. | Лопата штыковая ЛШК | Шт. | 1 |
49. | Нож (резак) для ремней безопасности «Мартор» | Шт. | 1 |
50. | Ножовка столярная «Стайер» в чехле длина полотна 500 мм | Шт. | 1 |
51. | Топор плотницкий, сталь А2 | Шт. | 1 |
52. | Фонарь осветительный специальный электрический ФОС-3-5/6 с зарядным устройством | Шт. | 4 |
53. | Аптечка первой помощи (автомобильная) «Апполло-авто» | Шт. | 1 |
54. | Буксирный трос в чехле | Шт. | 1 |
55. | Знак аварийной остановки (предупреждающий треугольник для транспортных средств) | Шт. | 1 |
56. | Инструмент и принадлежности согласно ведомости изготовителя шасси. | Компл. | 1 |
57. | Канистра для воды емкостью 5 л | Шт. | 1 |
58. | Канистра для топлива емкостью 20 л | Шт. | 1 |
59. | Колодка противооткатная | Шт. | 2 |
60. | Лампа паяльная ПЛ-80-1,5 | Шт. | 1 |
61. | Набор гаечных ключей – инструмент слесарно-монтажный | Шт. | 1 |
62. | Сумка для документов (Папка) | Шт. | 1 |
63. | Радиостанция носимая Icom (с зарядным устройством) рабочий диапазон 430-470 Мгц | Шт. | 3 |
64. | Радиостанция автомобильная Icom, рабочий диапазон 430-470 Мгц | ШТ. | 1 |